Любой человек, интересующийся парфюмерией, мечтает узнать, как же на самом деле создаются духи. Известно нам о парфюмерном производстве немного и, по большей части, это маркетинговые мифы, туманные интервью и пресс-релизы. Отрасль из-за боязни промышленного шпионажа с самого момента создания была закрытой, а технологические и творческие процессы засекречены не меньше, чем производство ядерных ракет. Но мир меняется, и даже консервативная парфюмерная индустрия готова впустить в святая святых – цеха и лаборатории любопытный журналистский нос.
Не так давно мне повезло побывать в испанской компании Eurofragance. Это компаундинговое предприятие. Иначе говоря, компания создает отдушки для парфюмерии, косметики, бытовой химии и продает их клиентам в виде концентрата, который потом добавят в мыльную основу, стиральный порошок, свечи или в духи. Eurofragance занимается компаундингом около тридцати лет. Примерно в то время в 90-х неподалеку от Барселоны в городке Руби, где расположился завод Eurofragance, начал формироваться химический кластер – множество химических и биохимических предприятий. При слове «химический завод» в памяти сразу всплывает наша мрачная отечественная промзона, но Руби внешне выглядит как любой другой курортный городок в Каталонии. Здесь зелено, свежо, синее небо, цветут цветы и поют птички, а улыбчивые люди в яркой южной одежде выглядят так, будто работают где-нибудь в санатории, а не на серьезном и можно сказать градообразующем химическом предприятии.
При входе в офис Eurofragance вас встречает аромат дня – флакон с какой-либо из текущих разработок, которую можно попробовать и обсудить. Флакон каждый день новый, потому что работа не прекращается ни на минуту. У Eurofragance офисы в Мексике, на восточном побережье США, в Стамбуле, Дубае, Мумбаи и Сингапуре, и это только те страны, где компания обосновалась на рынке давно и прочно. На молодых рынках вроде российского работают отдельные представители.
Сразу же справа от входа располагаются большие открытые рабочие пространства и зоны отдыха с кофе и печеньками для менеджеров и парфюмеров. На самом видном месте стойки с примерами разработок разных филиалов компании и последними реализованными проектами, чтобы специалисты Eurofragance могли этими работами гордиться и их анализировать.
Отдельный зал за полупрозрачным стеклом отдан парфюмерам. Рабочее место современного парфюмера – не громоздкий «орган» с сотнями склянок, а обычный рабочий стол и компьютер.
Как же рождается композиция? Сначала – слово. Будь то духи, отдушка для крема, стирального порошка или экзотического арабского бахура, все начинается с обсуждения идеи. Часть композиций парфюмеры создают по заданию компании в рамках регулярных тематических коллекций. Коллекции могут быть посвящены цветам пантона, странам, сезонам, новым материалам и конечно трендам. С этими коллекциями менеджеры потом ездят к клиентам и пытаются их заинтересовать и вдохновить. Ароматы из коллекций бывают так хороши, что не нуждаются в доработке, и их можно сразу заказать в нужном количестве.
![Eurofragance](http://www.aromablog.ru/wp-content/uploads/2019/11/Eurofragance-Julia-Rodriguez-Refractive-Incense.jpg)
Если же требуется доработка или клиент пришел в компанию со своим техническим заданием, то подключается целая команда. Менеджер собирает и систематизирует все пожелания клиента или создает бриф с нуля, если клиент способен только на «ммм … сделайте мне что-нибудь свеженькое чтобы хорошо продавалось». Затем подключается эвалюатор – человек, переводящий с клиентского на парфюмерный язык и обратно. Он лучше всех ориентируется в трендах и знает библиотеку собственных разработок компании. Именно эвалюатор работает потом с парфюмером над клиентскими проектами. Парфюмер по техзаданию/брифу придумывает и собирает рецептуру отдушки в специальной программе и отправляет её в лабораторию, где лаборанты смешивают по его рецептуре образцы.
Без всей этой команды одному парфюмеру не справиться никак. Его время дорого. Он обязан выпустить не меньше 200 успешных композиций в год. Успешных – значит победивших в тендере клиента и оплаченных. Но, как вы понимаете, побеждают не все, а значит разработок должно быть в несколько раз больше, чем выигрышей. Если взять в руки калькулятор, получается, что парфюмеру нужно создавать не меньше трех композиций в день. Когда он летит в самолете, улыбается вам на презентации, участвует в фотосессии или сидит где-нибудь в жюри в роли свадебного генерала, он тоже работает — головой. Ему нужен только интернет, удаленный доступ к программе, ноутбук или смартфон, чтобы внести правки и отправить лаборантам новый файл. К его возвращению новая композиция уже будет готова.
![Eurofragance](http://www.aromablog.ru/wp-content/uploads/2019/11/Eurofragance-perfume-work.jpg)
Мы видим (в парфюмерных энциклопедиях) только верхушку айсберга – работы парфюмеров для высокой парфюмерии — fine fragrance, но для самих авторов не имеет значения, создавать отдушку для зубной пасты или парфюма. Первое, возможно, даже сложней и почётней, так как принесет компании больше денег, чем пять килограммов концентрата для какой-нибудь нишевой лимитки. Если вам вдруг покажется, что это как-то чересчур прозаично, то представьте себе любую работу, которую мы считаем творческой. В ней ремесла и повседневного труда не меньше, просто о них не принято говорить. Показывают всегда только парадную сторону.
Откуда взялись парфюмеры в испанской компании Eurofragance? Вся команда — международная. Много парфюмеров из Франции, учившихся в ISIPCA и в школе Givaudan. Есть специалисты из Германии, Италии. Готовят и свои кадры. Одна из парфюмеров компании преподает в университете Барселоны, и самых способных ребят забирает доучиваться к себе на предприятие. У практикантов есть отдельное учебное крыло, где они что-то усердно нюхают.
Есть в Eurofragance и уникальный парфюмер-самоучка. В 1991-м году на завод пришла молодой бухгалтер Белен Гарсия, и сначала было «понюхай вот это», понюхай то, ну как тебе?», а потом потихоньку начала подбирать ароматы на слух (или правильнее будет сказать на нюх?), который у нее идеальный, что-то сама придумывать и стала парфюмером. Не могу даже представить, как ей было непросто, но сейчас работы Белен язык не повернется назвать любительскими. Они страстные, пламенные, яркие и веселые, как их автор.
![Belen Garcia Eurofragance](http://www.aromablog.ru/wp-content/uploads/2019/11/bellen-garcia.jpg)
Вообще о каждом парфюмере, с которыми довелось познакомиться, хочется рассказать отдельно. Работы Луки Сьюзака поразительные, пронзительные и часто странные, но они запоминаются. Так у меня до сих пор не идет из головы его эксперимент с натуральными материалами, который я для себя окрестила «морковно-ирисовый пирог». Совершенно волшебная несладкая гурманика, но композиция дорогая. По карману только какому-нибудь нишевому бренду.
![Lucas Sieuzac, Eurofragance](http://www.aromablog.ru/wp-content/uploads/2019/11/Eurofragance-Lucas-Sieuzac.jpg)
Селин Гиварш делает очень тонкие, трепетные, изящные духи даже из амбры и шафрана.
![Celine Guivarch, Eurofragance](http://www.aromablog.ru/wp-content/uploads/2019/11/Celine-Guivarch.jpg)
Анжелин Пубо мастер иллюзий и превращений. Она может собрать запах земляничной поляны под дождем из альдегидов и туберозы.
![Angeline Poubeau, Eurofragance](http://www.aromablog.ru/wp-content/uploads/2019/11/Eurofragance-Angeline-Poubeau.jpg)
Олаф Ларсен чувствует потребности консервативных мужчин и может сделать для них стотысячпятый мужественный фужер, а ещё Олаф как никто другой умеет собирать композиции с заменой (например, запрещенных IFRA) компонентов так, что результат не отличить от первоначального варианта. Очень востребованный талант в последние годы.
![Olaf Larsen, Eurofragance](http://www.aromablog.ru/wp-content/uploads/2019/11/Eurofragance-Olaf-Larsen.jpg)
Хункал Тома – фея, умеющая выпустить из флакона живой и сочный плод манго размером со слона или грушу до неба.
![Juncal Tomas, Eurofragance](http://www.aromablog.ru/wp-content/uploads/2019/11/Eurofragance-Juncal-Tomas.jpg)
В многонациональной и талантливой команде Eurofragance гораздо больше парфюмеров, но они люди занятые, поэтому познакомиться удалось не со всеми. К тому же, нас ждали лаборатории и завод.
Что происходит, когда душистая композиция устраивает клиента? Начинаются разнообразные суровые тесты. Если отдушка делается для бахура или свечей, то ее добавляют в соответствующий носитель и жгут, чтобы убедиться, что запах быстро и равномерно заполняет помещение, долго держится и не искажается при нагревании. Если отдушка для шампуня, то её добавляют в мыльную основу и моют натуральные волосы разных типов. Выглядит крипово, но такова работа.
![Лаборатория Eurofragance](http://www.aromablog.ru/wp-content/uploads/2019/11/Eurofragance-haire.jpg)
Отдушку для стирального порошка тестируют на тканях, а отдушку для туалетных утят смывают в настоящий унитаз. Все делается в условиях, максимально приближенных к боевым.
![Лаборатория Eurofragance](http://www.aromablog.ru/wp-content/uploads/2019/11/Eurofragance-water.jpg)
После проверки тактико-технических характеристик отдушки проверяют на прочность – греют в специальных термошкафах и облучают ультрафиолетом, проверяют, смогут ли духи выжить, если мы с вами будем их держать на свету или носить в сумке.
Отдушка одобрена клиентом, выдержала органолептические и краш-тесты. Следующий этап – производство концентрата, который потом разведут спиртом, добавят в мыльную основу или воск. Завод Eurofragance по производству концентрата находится в нескольких километрах от офиса, в том же зеленом и тихом городке Руби. Территория не кажется большой и вообще промышленной. Со стороны не слышно шума и запаха. Если не знаешь, что внутри, по внешнему виду никогда не догадаешься, что это химический завод. Запах (каких-то сладковатых цитрусовых масел) есть только внутри. Всех экскурсантов одевают в халаты и обувают в специальные ботинки с укрепленным носком на случай, если на ноги упадет какая-нибудь бочка. Сотрудники, работающие с сырьем, дополнительно надевают защитные очки.
Вообще, как мне показалось, страховка и безопасность во всём – это пунктик того, кто организовывал производство Eurofragance. Если взять программное обеспечение технологических и бизнес-процессов, то на входе и выходе это обязательно всеми принятая в мировом сообществе система учета SAP, но внутри её дублирует софт собственной разработки на случай, если с SAP что-то случится. А без софта в этой работе никак. В палитре Eurofragance более двух тысяч душистых материалов, и только электронный мозг может запомнить где что лежит и сколько и чего нужно налить или насыпать в кастрюлю с будущим концентратом.
![Завод Eurofragance](http://www.aromablog.ru/wp-content/uploads/2019/11/Eurofragance-factory.jpg)
Часть душистых материалов добавляют вручную. Сотрудник снаряжает тележку с электронными весами и катит её по проходу между стеллажами с сырьём. Катить он её может только в одном направлении, т.к. метаться по рядам его не пустят специальные колёса. В программе есть список стеллажей и полок, нужные бочки находятся сканером штрих-кодов, а необходимое количество сырья тоже отмеряет компьютер. Человек работает только гужевым приводом в этой системе, а скоро роботы и вовсе нас поглотят.
Все сырье хранится при разных температурах: нежное — в холодильнике, вязкое — в сауне, в цехе обычное и на улице всё, что не портится в жаре, или в холоде. Правда, суровых холодов в Барселоне и не бывает. Что-то из сырья на вес золота и приезжает на завод от поставщика в маленьком бидончике, а что-то вроде Hedione наливают прямо из торчащей во дворе 24-тонной бочки.
![Colibri, Завод Eurofragance](http://www.aromablog.ru/wp-content/uploads/2019/11/Eurofragance.jpg)
Мелкие дозы сырья смешивают люди, крупные – роботы. Люди у них тоже только на подхвате – подай, принеси, сними кастрюльку, увези кастрюльку. Робот Colibri смешивает объемы (это важно для некоторых видов сырья), робот Roxane отмеряет сырьё по весу. Трубки и шланги, тянущиеся к роботам пронизывают все стены и потолок, и в какой-то момент ты понимаешь, что находишься внутри Левиафана, который прямо сейчас над твоей головой делает духи.
![Завод Eurofragance](http://www.aromablog.ru/wp-content/uploads/2019/11/Eurofragance-Roxane.jpg)
Результат совместного труда людей и роботов тоже проверяет лаборатория. На заводе Eurofragance она своя и у нее другие цели, чем у лаборатории в офисе. Тщательнейшим образом на хроматографах и носом проверяется сырье. Оно должно быть стабильным, иначе разные партии одной и той же отдушки будут отличаться, а это недопустимо. Если же поставщик сырья подвёл, в запасе всегда есть другой поставщик. Эта ситуация напомнила анекдот про предусмотрительного пассажира, который купил два билета, чтобы не потерять. Но на всякий случай у него есть и проездной. Точно такой же строгий контроль для готовой продукции. А если это повторные партии, то их еще сравнивают с эталонным образцом, который хранится на специальном складе два года. Считается, что через этот период времени эталон уже не эталон.
![Завод Eurofragance](http://www.aromablog.ru/wp-content/uploads/2019/11/Eurofragance-chromatography.jpg)
Готовые отдушки со склада Eurofragance разлетаются по всему миру. Самый ёмкий рынок сейчас – страны Персидского Залива, где делают «настоящие арабские духи» из композиций Eurofragance. Скоро и на российском рынке будут духи, созданные парфюмерами Eurofragance. Парфюмеры уже приезжают за вдохновением и пониманием, присматриваются, принюхиваются к нашему чубушнику, липам, антоновке, мхам, соснам и бесконечным ягодам, создающим неповторимую ольфакторную картину страны.
Спасибо компании Eurofragance за возможность узнать больше о создании духов, за интересное и познавательное общение. С таким упорством и любопытством, с такой открытостью миру и всему новому, думаю, у компании в России будет всё хорошо.
Спасибо за этот невероятно познавательный рассказ!
Ответить
Екатерина, спасибо огромное, это потрясающе — узнать все от человека, который Там был Сам! очень интересно)
Ответить
Очень интересно, спасибо!
Ответить
Как же интересно, большое спасибо!
Ответить
Спасибо, захожу в этот очерк, как в справочник.
Ответить