Iris Gris Jacques Fath

Iris Gris Jaque Fath

Некоторое время назад мне довелось попробовать этот редкий и неуловимый аромат, и я поняла почему о нём с восторгом отзывался Лука Турин, Октавиан и те несколько критиков, что  смогли его попробовать.

Странность и привлекательность Iris Gris в том, что аромат, выпущенный в 1946 -м и снятый с производства примерно в 1954-м году звучит абсолютно современно как какой-нибудь L`Artisan Parfumeur или Serge Lutens. И это же его и обесценивает.
Невиданная редкость, за которой надо годами сидеть в засаде и купить которую есть шанс только по цене чугунного моста, не принципиально отличается от Iris Pallida или Iris Silver mist.

Iris Gris бесконечно прекрасен, нежен, пушист и однообразен как принято у ирисов.
В нём сразу без вступлений слышен драгоценный и благородный, немного и недолго морковный ирис. В какой-то момент аромат встает у развилки, где в одну сторону сюжет мог бы пойти по водянисто-зелёному фиалковому и мыльному пути, в другую — по альдегидному, потному и пудровому. Но Iris Gris не сворачивает, а балансирует между ними и плавно, медленными шажками спускается в персиковое суфле.
По другому я не могу назвать эту субстанцию. Это не варенье, потому что персик сладкий без карамели, это не сок, потому что в соке есть живость и кислота. Персиковое суфле или бланманже с каплей ванили и миндальной стружкой погружаются в сладковатый и довольно светлый сандаловый и розовый дым.
На этом — всё. Аромат застывает в изящной позе, больше с ним ничего не произойдёт.

Мне очень понравился Iris, но мне не хватило Gris. После мягкости, тепла и сладости хочется, чтобы сюжет развивался дальше. Чтобы к сандалу присоединился землистый и горьковатый ветивер, чтобы серый серый мох, ладанник, хоть что-нибудь с потусторонним холодком. С точки зрения драматургии так было бы вернее. И так делали духи раньше. Но я почитала несколько обзоров Iris Gris, базу в традиционном её понимании не нашел никто. Или же это причуды сохранности или её и не было.
Композиция Iris Gris сделала бы честь любому современному нишевому дому, а столь драгоценные компоненты по карману теперь только очень эксцентричному производителю (г-н Дав, обратите внимание, вот ещё старая рецептура пропадает), но любитель старины выйдет из-за стола с лёгким беспокойством и неутолённым голодом.

Iris Gris Jaque Fath 1946
Ирис, персик, фиалка, оррис, жасмин, ландыш, гелиотроп, сандал, кедр, ветивер, мускус.

50 комментариев
Самые старые
Самые новые
Inline Feedbacks
View all comments

Warning: Trying to access array offset on false in /home/aromablog/aromablog.ru/docs/wp-content/plugins/highlight-author-comments/highlight_author_comments.php on line 35

Warning: Trying to access array offset on false in /home/aromablog/aromablog.ru/docs/wp-content/plugins/highlight-author-comments/highlight_author_comments.php on line 35

Warning: Trying to access array offset on false in /home/aromablog/aromablog.ru/docs/wp-content/plugins/highlight-author-comments/highlight_author_comments.php on line 35

Warning: Trying to access array offset on false in /home/aromablog/aromablog.ru/docs/wp-content/plugins/highlight-author-comments/highlight_author_comments.php on line 35

Warning: Trying to access array offset on false in /home/aromablog/aromablog.ru/docs/wp-content/plugins/highlight-author-comments/highlight_author_comments.php on line 35

Warning: Trying to access array offset on false in /home/aromablog/aromablog.ru/docs/wp-content/plugins/highlight-author-comments/highlight_author_comments.php on line 35

Warning: Trying to access array offset on false in /home/aromablog/aromablog.ru/docs/wp-content/plugins/highlight-author-comments/highlight_author_comments.php on line 35

Warning: Trying to access array offset on false in /home/aromablog/aromablog.ru/docs/wp-content/plugins/highlight-author-comments/highlight_author_comments.php on line 35

Warning: Trying to access array offset on false in /home/aromablog/aromablog.ru/docs/wp-content/plugins/highlight-author-comments/highlight_author_comments.php on line 35

Warning: Trying to access array offset on false in /home/aromablog/aromablog.ru/docs/wp-content/plugins/highlight-author-comments/highlight_author_comments.php on line 35

Warning: Trying to access array offset on false in /home/aromablog/aromablog.ru/docs/wp-content/plugins/highlight-author-comments/highlight_author_comments.php on line 35

Warning: Trying to access array offset on false in /home/aromablog/aromablog.ru/docs/wp-content/plugins/highlight-author-comments/highlight_author_comments.php on line 35

Warning: Trying to access array offset on false in /home/aromablog/aromablog.ru/docs/wp-content/plugins/highlight-author-comments/highlight_author_comments.php on line 35
Vetiver
8 апреля 2013 6:42

«кедр, ветивер, мускус» — вот этой компании явно не хватает. На мне в конце концов ветивер проклюнулся, когда его уже и не ждали. Грешу все-таки на сохранность.

Vetiver
8 апреля 2013 12:58
Reply to  Paloma

, в общем, нужно поискать — может, где завалился за подкладку Ирис Паллида, и будет нам счастье.

semprepiano
8 апреля 2013 14:46

Добрый день! Благодаря Вашему обзору сегодня решился на эксперимент. Микронамаз Ветивера МдО поверх, на другой руке в обратном порядке. Конечно, Ветивер МдО слишком желтенький для Iris Gris. Теоретически я могу себе представить очень суровый, серьезный ветивер на дне лилового колодца. Но лейеринг с Моной навел на мысль, что в то время, когда Турин впервые опробовал Iris Gris, время довольно субтильных парфюмерных созданий еще не пришло, и он должен был производить довольно сильное впечатление именно этим…

semprepiano
8 апреля 2013 15:59
Reply to  Paloma

,
Да нет, лейеринг тут не поможет. Мне, кстати, кажется, что и ветивер тоже. Ирису не хватает холодного камня на дне, он слишком беззубый и розовощекий, мне кажется. Он и так не выполняет обещание быть серым, а сколь-нибудь отчетливый ветивер еще и подпортил бы текстуру. Согласитесь, он шелковистый, за счет сандала, наверное. Кстати, сегодня +10 и сухо,и сандал вышел весьма отчетливо.

Vetiver
8 апреля 2013 17:00
Reply to  Paloma

, Катя, чуть-чуть ошибешься в дозировке и капец. Этим мускусом разве что вокруг себя поводить

semprepiano
8 апреля 2013 20:26
Reply to  Paloma

, ну ее наверное надо разводить в 1000 раз:-)

Vetiver
9 апреля 2013 0:17
Reply to  Paloma

, ну ты сравнила — себя и бороду Мунфиша. Он мужчина крепкий, такое носит, от чего ты повредишься в уме. Нам это надо?

Vetiver
8 апреля 2013 15:26
Reply to  semprepiano

@semprepiano, Монин слишком кислый и вербенный, поперек потока летучих и печальных нежностей.
Я так понимаю, это вам нужно сказать спасибо за возможность познакомиться? 🙂

semprepiano
8 апреля 2013 16:04
Reply to  Vetiver

,
А вы тоже ознакомились? очень рад!

На мне Монин ветивер раскрывается предельно сухой и монотематичной травяной горечью, за что и был выбран. Но сидит отдельно, светит желтым и все портит…как и любой лейеринг:)

Vetiver
8 апреля 2013 17:08
Reply to  semprepiano

@semprepiano, да, Катя со всем меня ознакомила, так что вам двоим моя признательность. Одна вещь, о которой давайте не будем пока говорить вслух, ранила в самое сердце своей нужностью и красотой.
Iris Gris — таинственный, практически легендарный, огорчил своей незавершенностью. Я думаю, что-то в нем погибло, получилась композиция без финала, детектив без разгадки. В слоение не верю, особенно в слоение таких разных сущностей. Для меня Мона с Ирисом — это шелковый шарф и пластиковые пляжные тапки

semprepiano
8 апреля 2013 20:36
Reply to  Vetiver

,
Вы знаете, по многим причинам я не очень верю в несохранность. Придется допустить, что в Iris Gris положили такую хрупкую базу, что даже при очень хороших условиях хранения она бесследно исчезает. То есть во всех без исключения известных экземплярах, которые считаются небитыми, и при том, что все-таки, как известно, с материалами там не поскупились.
Я подозреваю, что он был специально сделан таким. Я думаю, что во время его выхода такая структура была очень необычна и соответсвовала идее донельзя элегантного и рафинированного парфюма, очень стерильного по звучанию, заметьте.
То есть то, что нам так не нравится в современных ароматах, делало Серый Ирис довольно уникальным.

Другое дело, что же в нем серого? Это, конечно странно.

semprepiano
8 апреля 2013 20:39
Reply to  Vetiver

,
Потом, все-таки нельзя забывать, что его легендарность многими факторами подогретая.
Очень легко стать легендарным тому, чего никто никогда не видел, и при этом очень дорогому:)

semprepiano
8 апреля 2013 20:54
Reply to  Vetiver

,
Меня еще очень интересует, с чем связано, почему так мало было сделано построенного вокруг ириса в 20м веке. Потому ли что оррис очень дорогой?

semprepiano
8 апреля 2013 21:38
Reply to  Paloma

,
Оррис — это та часть ириса, которая используется в парфюмерии, т.е. корешок, правильно?

Ну, он ведь не более однообразный, чем гардения, скажем?

При этом гардению сделали все, кому не лень, да по нескольку раз, а ирисы можно счесть на пальцах одной руки.

Печальный — да, а вот мода на странности и печали была довольно сильна до первой мировой войны, мне кажется?
Такие названия, как Le fleur qui meurt или, например, Styx, об этом красноречиво говорят.

semprepiano
8 апреля 2013 23:52
Reply to  Paloma

, ну, насчет тайных шедевров, они, конечно бывают. Видите, человека даже ранило, и Вам ведь тоже понравилось:-)

semprepiano
9 апреля 2013 0:19
Reply to  Paloma

, да нет, я про то, о чем прозвучала просьба пока не говорить.

Vetiver
9 апреля 2013 0:37
Reply to  semprepiano

@semprepiano, человека ранило в сердце совсем другое. Не хочется это другое озвучивать, нужно найти себе сначала 🙂

semprepiano
9 апреля 2013 0:54
Reply to  Vetiver

, да-да, я знаю, что это. К сожалению, по-моему, не значительно чаще встречается, чем герой обзора. Но в отличие от него, никакого шума никогда не вызывал. Удачи Вам в поисках, если что, могу чуть поделиться:-)

Vetiver
9 апреля 2013 1:09
Reply to  Vetiver

@semprepiano,

спссибо 🙂 Мне Катя капнула в пробирку, неловко вас разорять. Надеюсь, что все нужное рано или поздно находится. Хорошо, что вокруг него никто не толпится, это серьезно повышает шанс найти.

semprepiano
8 апреля 2013 23:57
Reply to  Paloma

,
Я привел эти названия как пример того, что меланхолические настроения были и раньше, соответственно, ирис как меланхолический материал мог бы вполне пойти в ход. Но не пошел. Почему-то парфюмеры совсем не думали в эту сторону до недавнего времени. И даже Ирис Гри оказался вполне позитивным и улыбчивым. Я от него этого не ожидал.

Vetiver
9 апреля 2013 0:48
Reply to  semprepiano

@semprepiano, меланхолические настроения этому времени были свойственны, это правда. Ирис тоже применяла. Жермен Селье сделала свой COEUR-JOIE для Нины Риччи весьма задумчивым и довольно ирисовым. Ее же Fleeting moment — чуть более поздний — тоже довольно мягкий, полутеневой, ирисовый.
Coudrey вот камелию с ирисом поженил, интерсно — что получилось.
Насколько я понимаю, такой долго солирующий ирис всех удивил, был новацией. Хотя там вполне убедительная роза.
То есть, в этом экземпляре , по-моему, верх и середина логичны и прекрасны, но базы не хватает, а это слишком оригинально для своего времени. Как говорится, более одной фишки — уже подозрительно.

Vetiver
9 апреля 2013 0:49
Reply to  Vetiver

пардон, опечатки 🙂

semprepiano
9 апреля 2013 4:25
Reply to  Vetiver

,
Не знал, что Fleeting Moment делала Селье. Надо его поискать, может.

Vetiver
9 апреля 2013 1:02
Reply to  semprepiano

@semprepiano, я думаю, послевоенную меланхолию быстро вытеснила новая Belle Époque, Диор, Рудничка, шипры, шипры, шипры.
У меня своя — не бесспорная, конечно — теория изменения парфюмерных мод и периодов. В нее послевоенная немного бесформенная и печальная красота вполне вписывается. Кто-то не дождался своего солдата, кто-то дождался и чё? пришел совсем другой человек, ну , и так далее — про воду и про дважды.
Шипры — это уже новые перспективы, новые настроения, в них всегда есть определенная бодрость и радость одинокого полета.

semprepiano
9 апреля 2013 14:47
Reply to  Vetiver

, Кстати, Вы правы. Что-то не могу вспомнить ни одного печального шипра… кроме Мицуко иногда. Но и там скорее просто рефлексия.

semprepiano
8 апреля 2013 20:43
Reply to  Paloma

,
Да, я вспомнил потом уже, но было поздно. И меня так порадовало то другое, чем Вы поделились, что я пока живу и без Лаванды. Но буду благодарен, если она мне все де достанется 🙂

Vetiver
9 апреля 2013 10:49
Reply to  semprepiano

@semprepiano, могу поделиться Fleeting Moment в духах, если интересно — у Кати колонь или туалетка — не помню.

semprepiano
9 апреля 2013 14:40
Reply to  Vetiver

, Стоит ознакомиться?
У меня есть туалетка, совершенно невразумительная…

Vetiver
9 апреля 2013 15:06
Reply to  semprepiano

@semprepiano, для меня авторство Селье уже было поводом для знакомства. Хотя это на ее основные духи мало похоже, деликатно, воздушно — совсем другие краски. Жидкие концентрации совсем лысенькие, держу из любви к эфемеридам, которых мало.

semprepiano
9 апреля 2013 17:05
Reply to  Vetiver

,
Я недавно познакомился с ее Monsieur Balmain. Вы знаете? Мне показали циклопический целлулоидный лимон, неистребимый и очень устрашающий в коричневых сандаловых небесах…
Не знаю, с какой стороны подступиться:-)

Vetiver
9 апреля 2013 17:53
Reply to  semprepiano

@semprepiano, Monsieur Balmain очень люблю, просто обожаю. К нему нужно подступиться со стороны очень веселых лимонов. Не одного циклопического, а лимонного изобилия — когда они по полу катаются и в тапочках лежат. Канареечно-желтые, с зелеными носиками — насыпаны на паркет.

semprepiano
10 апреля 2013 4:02
Reply to  Vetiver

, 🙂
Попробую подумать еще над ним. Может быть у меня плохой выпуск?
У меня желтая непрозрачная бутылка с черной крышкой.
А что у Вас любимое в гесперидном жанре?

semprepiano
9 апреля 2013 17:07
Reply to  Vetiver

, но вообще, да, было бы интересно познакомиться. Основное-популярное ее очень уважаю, хотя и совсем не близко.

Vetiver
9 апреля 2013 18:01
Reply to  semprepiano

@semprepiano, Я ко многим ее вещам отношусь очень нежно, кроме, пожалуй Fracas, но для меня солирующая тубероза — разновидность пытки.
С Fleeting Moment познакомлю при встрече, конечно же.

semprepiano
10 апреля 2013 4:03
Reply to  Vetiver

, Буду очень рад познакомиться с Вами, и с Моментом тоже!
Я, правда, в Москве теперь только в июне.

Поролон
3 декабря 2014 17:30

Мне кажется уместным от ощущений от Iris Gris Fath перейти к ощущениям от Iris Bleu Gris Maitre Parfumeur et Gantier. Просто интересно, насколько ирис Лапорта можно считать наследником Iris Gris Fath.

Поролон
4 декабря 2014 0:33
Reply to  Paloma

, и как?
Надо будет как-нибудь собраться в Москву на сходку, показать и освежить воспоминания. 🙂