Niche

Нишевая или селективная парфюмерия. Она предпочтительней люкса?

Просматривала в очередной раз статистику и увидела переходы с нижегородского форума. Кто-то дал ссылку на мой сердитый обзор Parfumerie Generale. Любительницы селективов Нижнего Новгорода сражались с менее парфюмерно продвинутыми дамами не на жизнь, а на смерть. В ход шли весьма сомнительные и бездоказательные аргументы с обеих сторон. Плюс масса стереотипов. Не стала вмешиваться в дискуссию, но ряд соображений имею.

Первый тезис — селективы уникальны, такой аромат не встретишь на улице и на ком-то из коллег-знакомых. В общем и целом верно. Нишевая парфюмерия мало известна широким слоям населения (если эти слои не в Москве). Но меня почему-то терзают смутные сомненья, что по еле слышимому шлейфу да с учетом химии кожи хотя бы каждый десятый житель планеты опознает тот или иной аромат. Это невозможно! В год выпускается около 700 новинок (и эти данные устаревают с каждым днем). У людей не слишком хорошо развито обоняние, а скоро и вовсе атрофируется. Кроме того, далеко не каждая нишевая марка выпускает ароматы, принципиально отличающиеся от люкса и масс-маркета. Но об этом в следующем абзаце.

Второй тезис — селективы качественнее. Это утверждение самое смешное. Даже ярые поклонники нишевой парфюмерии не могут внятно объяснить, что такое «качество». Если речь идет о качестве и стоимости ингредиентов, то неспециалист их не определит. Можно, конечно, поверить на слово самому производителю или чьим-то хвалебным отзывам, пресс-релизам, где пишут, что за ванилью для этого аромата смотались на Мадагаскар, а редкий жасмин вручную жамкали на Коморских островах. Но ведь красивые слова может написать любой производитель. Кто проверит? Если под словом «качество» подразумевается идея, если творческий подход парфюмера противопоставляется алчности массового производителя, то тут тоже не все так просто. Да, большинство люксовых парфюмерных домов отдают производсто ароматов на аутсорс. Многие дома уже давно вообще не владеют своими парфюмерными подразделениями. Всем заправляет пяток гигантских химических концернов. Есть несколько учебных заведений, где обучают парфюмеров. Есть ряд фирм, занимающихся производством формул ароматизаторов различного назначения. Иногда там же смешивают концентрат, который потом везется на фасовочную фабрику, где духи и воды разливают и упаковывают.  Представитель бренда вмешивается в процесс только на этапе тестирования предложенных парфюмерами вариантов и участвует в расчетах себестоимости. Но многие нишевые дома поступают точно так же! Причем, давно. Да, в начале пути многие делали всё сами, в лаборатории, на кухне, на коленке. Но выросли, разбогатели и пользуются преимуществами отлаженных технологий. Кушать хочется всем. Патрисия Николаи уже не разливает парфюмерию сама. Сильно сомневаюсь, что Артизан или Гуталь фасуются в лаборатории. Объемы не те. Марка Amouage на аутсорсе работает с самого начала. Лондон-Париж-Грасс-Оман. Наличие в доме (как в люксовом так и в селективном) штатного парфюмера тоже не гарантирует идейность и полет мысли. Это как дополнительный бонус. Иногда парфюмера можно возить по презентациям как цирковую обезьянку, а трудится за его спиной бригада безымянных лаборантов.

Третий тезис — в люксе мы платим за бренд, в нише за аромат. Поверьте, за аромат мы не платим нигде и никому. Львиную долю стоимости составляет реклама, упаковка, логистика, дистрибуция и прибыль производителя. Как в люксе так и в нише. Разница только в пропорциях. Единица упаковки для больших партий люксового компота обходится дешевле, чем даже самая простая коробка и аскетичный флакон для мелкосерийного нишевого производства. Это закон рынка. Стекло, картон, полиграфия — дороги. Не верите? Попробуйте позвонить в типографию и обсчитать небольшую партию нестандартных коробок. Поэтому парфюмерная композиция нишевиков не сильно дороже. Им тоже приходится экономить на ингредиентах, иначе результат выйдет слишком дорогим и не будет продаваться. Тут уже не до рекламы, хотя селективщики ею тоже не брезгуют.

Четвертый тезис — селективы дороги. Хрен поспоришь. Но в этом вина уже не столько самих парфюмеров-нишевиков, сколько дистрибьюторов. Никому не известную марку надо раскрутить, продукцию продать. А если не получится? Вот риски дистрибьюторов мы и оплачиваем. Обычно в месте производства такие ароматы значительно дешевле. Есть, конечно, исключения. Марки, которые делают ставку на упаковку.

Что же получается? Принципиальной разницы между люксом и нишей нет? Нет, конечно есть. Есть отдельные марки, которые знамя несут высоко и принципы блюдут. Но как раз-таки их и не встретишь в широкой продаже. И даже в узкой не всегда. Границы между нишей и люксом размыты. Противопоставлять их нет смысла. Не всякая селективная марка продолжает оставаться таковой.

Если не забивать себе голову бреднями из журналов, если доверять только собственному носу, то … вспоминается неприличный анекдот … какая разница, что написано на флаконе, почем он куплен и где? Есть один критерий — нравится или не нравится. И он у нас есть всегда.

Share

84
Ответить

18 Цепочка комментария
66 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
18 Авторы комментариев
Самые новые Самые старые
pipefan

Как раз об этом, тоже думаю, — кстати весь этот пост можно отнести не только к парфюмерии:-)
В селективах, не то чтобы совсем разочаровался, но жгучий интерес пропал,ооочень спокойно, правда не считая еденичных марок, которые по прежнему интересны. Рекламные заманухи просто не читаю, не потому что не хочу, а просто, на глаза не попадаются:-) Упаковка и стекло для меня, конечно имеют значение, но не главенствуют. Жаль что все запретные меры на компоненты ограничивают палитру — а я животину ну очень люблю:-)
Поэтому действительно только один критерий — нравится/не нравится.
И там — и там можно найти жемчужное зерно:-)К стыду своему, я не смог узнать Монсиньора шанелевского на своём друге, вообще не узнаваем:)

Ответить

Vetiver

Несмотря на средства массовых коммуникаций, информация по прежнему распространяется в массах на лошадях, оленях и верблюдах — в зависимости от климатической зоны и эндемичных транспортных животных. Когда -нибудь дойдет, что обитатели кызыл-ординского автономного округа еще не пробовали особо заморочный селектив, туда и повезут то, что в столицах не продалось.

Ответить

dasha_bb

Никогда насчет селективов не обольщалась, из всего перепробованного на пальцах одной руки можно сосчитать красавчегов, достойных постоянного приюта в полном объеме.

Ответить

elee_neta

Собственно, тут даже и спорить не с чем. Всё так. Я пыталась заигрывать с селективами, со многими в итоге рассталась. Редкие жемчужины потому и редкие, что их очень мало. Хоть в люксе, хоть в селективке.

Ответить

MayBe

мне кажется, что такая острая и повальная любовь к селективке, в массе своей — это и есть те самые пресловутые плоды, которые так усердно взращивает реклама модных глянцевых журналах..
ну как выделиться при таком обилии парфюмерной продукции, и к тому же, такой теперь доступной?..
а тут с умелой подачи возникает возможность выделиться, быть не «как все», быть «избраннее», «продвинутее»..
я уважаю чужой вкус, если речь идет именно о вкусе, а не банальном желании приподнять свое «я» таким вот способом..

Ответить

umbra

@MayBe, согласна на 100%. На меня вышеописанный эффект действует безотказно:) Но… одновременно, хочется, как не неловко в этом признаваться, хорошо пахнуть:))))) Поэтому, селективы- минное поле.
И индивидуальности хочется, и, часто, это не твоя индивидуальность, а… парфюмерного дома:(

Ответить

naiada

Я как-то особо не заморачиваюсь по поводу селектив-не селектив, а отсев веду по заинтересовавшей идее, компоненту, солифлору. У Гуталь всё было как-то бледно и мимо, пока не потестила Амбр Фетиш, понравилось очень, Женерали пока не цепляют, Артизанов нюхала мало, но там попалась пара интересных для меня ароматов, насчёт покупки в полном объёме пока не решила, но буду думать. Диптиковскую Тень на Воде хочу большой флакон. Монтали очень интересуют и Розины, посмотрим, совпадёт ли моя мысленная картинка с реальным затестом. Короче, вывод тот я для себя сделала, что ничего суперособенного в селективах нет, в каких-то прослеживается почерк и манера, где-то нет, нужно так же тщательно всё перебрать, чтобы найти пару-тройку полностью «своих» ароматов, на которые не жалко потратиться. Кстати, похвастаюсь, у меня будет Идол! В него сразу влюбилась, и хотелка почти сразу сбылась.

Ответить

naiada

Палома, честно скажу, не знаю, какого возраста Идол, скорее всего он всё же Джакобеттин, но мне нравится там дерево, такое медитативное и спокойное настроение создаёт, как статуэтка сандалового дерева, отполированная местами до блеска. Пряное и прозрачное дерево, не тёмное и закопчёное, смолы, и этого мне достаточно, чтобы полюбить. Лаконичный росчерк кистью, набросок, сдержанная атмосфера буддийского храма. Если современный мне так понравился, то какой же должен быть старый! Ну вот, теперь буду и его хотеть :).

Ответить

naiada

Ну вот так всегда и бывает, лиха беда начало, теперь буду искать старый Идол, потому что любопытна разница. :))

Ответить

Шалотт

Я, как и naiada, не заморачиваюсь на счет классификации селектив-люкс. Для меня она — внешняя, а внутренний критерий тот же, что и у большинства — личные симпатии к аромату или их отсутствие. Paloma, вы писали о редких жемчужинах сами знаете где — как у люкса, так и у нишевиков. Хотелось бы услышать пару примеров нишевых «жемчужин» — с вашей точки зрения (если не трудно, конечно).

Ответить

umbra

Может быть, отличие еще одно (в пользу или не в пользу — решается индивидуально). В нишевой парфюмерии ароматы не так прямолинейно настроены на то, чтобы понравится. Они ведь часто очень странные. Создатели (а они самые искушенные) имеют возможность проявить полет фантазии. Не так сильно скованны именно рамками вкусов предполагаемых потребителей. Даже точнее, расчитывают на потребителя, которому интересно их, создателей, мнение насчет ароматов.
Возможно, этот аргумент отдает идеалистичностью.
Мне интересно Ваше мнение.

Ответить

Нишевую тему эксплуатируют также нещадно как и обыкновенный люкс. Радует одно: выход интересных релизов там пока все-таки на порядок выше — в люксе просто ничего нет. Что касается ингредиентов то качество просто дизайнерских парфюмов сегодня начинает откровенно заваливаться на бок, дешевая химия просто бьет в нос. Экономика видимо должна быть экономной.

Ответить

ohtincka

Лучше — не лучше.. конечно, не лучше:)) Но через них надо пройти. Селективка — это первый шажок в глубокое погружение, идеальный плацдарм для тренировки носа. Они ж такие блекленькие, малокомпонентные, каждая нотка — как на ладони. «Детский альбом» для парфманьяка))

Ответить

Alis

@ohtincka, а масс-марки — это последний шажок ? А мне почему-то после селективов остальные кажутся абсолютно одинаковыми, я все жду, когда это пройдет. но не проходит… И еще вопрос к уважаемой аудитории (просто я не разбираюсь в парфюме, как вы), а кто и где сделал классификацию : селективы и люкс? Creed — это селектив или люкс ? А Chamade герленовский ?

Ответить

А еще у нишевиков очень развито «повторюшничество» друг друга. У каждого уважающего себя дома есть «белоцветочная дурь» (тубероза, гардения, жасмин, плюмерия), что-нибудь ирисовое, что-нибудь розовое, обязательная кондитерка, кожаные «напевы», пара-тройка восточных разной степени интенсивности 🙂
Лишь немногие создают при этом действительно что-то оригинальное. За что и люблю, и уважаю ЭЛДО — почти все ароматы яркие и запоминающиеся, хотя далеко не все носибельны.

Ответить

@Charmyng Lys, Про “повторюшничество” соглашусь, если имеется в виду банальный плагиат аромата. Один менее талантливый парфюмерный жулик «клонировал» удачный аромат своего одарённого коллеги (как например Visconti ?Тант де Нёв? беспощадно «слизал» Lorenzo Villoresi Teint de Neige). Как в люксе так и в нише от жуликов лекарства не придумали. Но обвинять в повторюшничестве (хорошее словечко, намотаю на ус))) парфюмеров за то, что они используют ингредиенты — розу, ирис, гардению и т.п. и всё одно и тоже — считаю неправильным. Всё равно, что композитора обвинить, что орудует он всего-то 7 нотами, которые и до него уже «всяко разно» покрутили… Всё зависит от мастерства парфюмера. Один из банальных полевых цветов может сделать шедевр, а другой не управится и с самыми роскошными выжимками гаякового дерева… Настоящей ниши мало. В настоящей нише важно соблюдать принципы (не рекламировать себя, не дистрибьюировать себя куда попало и… Read more »

Намастэ

Эти битвы на тему «селектив — ниша» на женских форумах сродни дискуссиям про арбуз и свиной хрящик. Не открою Америки в том, что селективами действительно надо переболеть. Правда, мое увлечение нишевыми парфюмами завершилось довольно быстро, ибо моя кожа капризна в посадке: на мне хорошо (то есть вариативно, глубоко, с богатством оттенков и создавая при этом некий цельный и соответствующий лично мне образ) звучат почему-то преимущественно итальянские нишевые марки: Lorenzo Villoresi, Nasomatto, Profumi del Forte, еще кое-что. (Или что-то типа Монталь, но Монталь меня не цепляет практически никак.) А, например, потенциально интересные и симпатичные ELDO на мне превращаются во что-то в лучшем случае невыразительное, в худшем — в средство химической атаки, даже если наносить самую малость.( Велика ты и могуча, тайна химии кожи. Еще, насколько могу судить по личному опыту, на селективы очень плотно подсаживаются мужчины, их легче к ним… Read more »

Derby

А по отношению к чему? У Франков три аромата и все мужские

Ответить

nongreen

Я немного не по теме, наверное. И не прокомментировать — поделиться.
Один торговый центр из разряда «для обеспеченных» в Екатеринбурге открыл у себя бутик «нишевой парфюмерии», о чем подробно написал на сайте и в своем рекламном журнале. Как выяснилось, нишевая парфюмерия — «творение парфюмеров — индивидуалов, или парфюмерных домов с богатой историей и огромным опытом в создании парфюма», отличается необычностью и натуральностью использованного сырья (стоимость сырья, исходя из текста, есть основная статья затрат для нишевиков). Винтажи, кстати, тоже являются видом нишевой парфюмерии. Ну и последняя цитата: «Как правило, между хозяином магазина и его клиентом завязывается нечто большее, нежели товарно-денежные отношения, что-то вроде товарищества по интересам».
Это не форум, эти люди «бизнес» собираются делать.

Ответить

Alis

у Лютенса мне нравится почти все, хотя лично мне подходят только три его вещи, тоже самое и у Маля, там 2 подходят мне, аналогично и у «истории парфюмерии», может в этом «селективность»? И еще, прочитав разговор этот, подумала: есть такое выражение — о вкусах не спорят. Но почему-то в нашей стране больше всего спорят, именно, о вкусах. хотя в парфюмерии, как в любом другом искусстве есть свои шедевры. И от того нравится мне этот шедевр или нет, он им быть не перестает. И еще, простите мне мою темноту, что такое или кто такие Ампиры и кто такой Дерби (я правда не знаю, и зашла сюда, чтобы стать более просвещенной) ?

Ответить

Juliette

ya v kurse, chto diskuddiya uzhe ne aktual’na, no vsjo-taki ne mogu molchat’. Tut mnogie stavyat znak = mezhdu nishevymi i selektivami, jeto oshibochno, kak primer PG — niche, exclisivnaya linejka Chanel — selektivy.

Ответить